19 февр. 2014 г.

Рефлексия родителей


Работа с родителями. Статья "Смысловое чтение"

Уважаемые родители!
Ваши дети выполняли 
интерактивное домашнее задание, 
цель которого было  
самостоятельное осмысление 
 текстов вашими детьми.

Предлагаю Вашему вниманию текст для взрослых.

"Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках " 
(автор: Фисенко Т.И., доцент кафедры теории и методики обученияХабаровского краевого института развития образования).

 «Чтение – вот лучшее учение»
А.С. Пушкин 
Книги читают по-разному. Кто-то видит в книге глубокий смысл, кто-то считает ее пустой, кто-то – заумной, кто-то – видит все нюансы смыслов, все оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус и запах. 
Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его многократно объяснять. Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда.
Цель смыслового чтения  максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии.
Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты. При этом надо не забывать главную отличительную особенность этих текстов. Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не спорим с природой, мы соглашаемся. Понимание научного текста в отличие от художественного должно быть однозначным. Если книга предназначена для передачи знаний, цель автора в том, чтобы дать читателю возможность чему-либо научиться Смысловое чтение предполагает  владение читателем ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего,  являются термины. Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем  - определять их точное значение именно в данном тексте. Одна из ошибок чтения – невнимание к словам. Зачастую читатели не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Многие свято убеждены, что понимают значение всех слов, особенно если ключевые слова из книги совпадают со словами из разговорной речи.
Следующим способом смыслового чтения является выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат. Затем выделение ключевых абзацев, как системы предложений, объединенных общими утверждениями (аргументами) по поводу сути текстовой информации. Первый и последний абзац содержать основной смысл текста (утверждения) и выводы. В оставшейся части содержатся,  как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев также как и ключевые слова содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления,  факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?
Одним из лучших способов понимания утверждений автора – передача прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова – это не копия оригинала, а повторении авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения. Если человек владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного.
Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста.
·     Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык;
·     Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;
·     Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).
Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения. Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.
ФГОСы начального и основного ( с 5 класса) общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.
 ( Статья  дана в сокращении)
Для  эффективности организации совместной работы:
 учитель-ученик-родитель
Прошу ответить на  вопросы  "Рефлексии  родителей" в следующем сообщении.